Михаил Скрипников: Наука о «ШС» или еще один важный элемент подвески спортивного автомобиля

Михаил Скрипников Ranault Clio

Когда я выступал в МАДИ с небольшим рассказом о современном спортивном автомобиле я не уделил достаточного внимания очень важным элементам подвески – шарнирным соединениям сферическим.

Вспомнил я об этом вследствие того, что спортивная команда Kramar Motorsport, которая меня поддерживает в ралли, недавно получила дилерство немецкого производителя FLURO, и теперь я знаю о ШС достаточно много интересного, раньше же мои знания были основаны только на личной практике.

FLURO Gelenklager GmbH

Но я не буду грузить теорией и терминами, а донесу суть. «ШС», как его называют у нас, изделие технологически сложное, но необходимое, если речь идет о спортивном автомобиле.

В машинах, на которых мы ездим на работу и в магазин, ШСы почти не используются, там стоят «сайлент блоки» — резиновые соединения, через которые крепится, например, подвеска автомобиля к кузову. Разве, что шаровые опоры и рулевые наконечники сделаны по похожему принципу и есть в любом автомобиле.

Во всех автомобилях для кольцевых гонок никаких резинок нет – только ШСы. Скажу больше, в раллийных автомобилях в гравийной или зимней спецификации резинок тоже нет – только ШСы.

шарнирное соединение

Почему? Да потому что:

Перечислять можно очень долго, лично мне важны последние два пункта. Чем автомобиль ближе по управлению к картингу на твердом покрытии, тем увереннее и быстрее я могу ехать. На скользком покрытие перенастроить управляемость можно гидравликой амортизаторов, заменой пружин, давлением в шинах и самими шинами. А вот «четким» он должен оставаться всегда.

В нашем раллийном Renault Clio R3 ШСы используются практические везде:

шаровые соединения FLURO

стрелками показаны места установки ШС в креплениях рычагов передней подвески

В обычной Clio там везде стоят резинки.

Когда я только начинал гоняться много лет назад и у меня был раллийный Фольксваген Гольф, мы очень сильно мучились. ШСы, которые можно было купить, были некачественные. То начнет сразу стучать, то закусит. На Renault Clio R3 мы ставим оригинальные запчасти Renault Sport и не знаем проблем, мы обязаны это делать, т.к. автомобиль «омологирован». Если бы этого не было, я бы выбирал ШСы сделанные специально для спорта, а они есть не у каждого производителя. Важно найти такого, у которого есть в линейки изделия с калиброванным преднатягом. У FLURO есть линейка мотороспорт, она и поставляется в Россию для использования в спорте.

Конечно, на гражданскую машину я себе никогда не поставлю ШС, комфорт мне важнее и нужнее. Но, если есть автомобиль для трек дней или любительских «покатушек» по асфальту, и вы хотите улучшить время прохождения круга, не забудьте озаботиться этим вопросом сразу после покупки хорошей резины и подвески. А еще проще, найдите автомобиль с ШС и попроситесь проехать на нем по треку, собственные ощущения заменят любые, даже самые убедительные доводы.

Автор: Михаил Скрипников